Говорят, если забраться высоко-высоко, то можно достать кончиками пальцев до облаков...
HORTUS DAEMONUM
СЛОВАРЬ ИНФЕРНАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
СЛОВАРЬ ИНФЕРНАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Если кому интересно, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:читать дальшеЛИТЕРАТУРА
PG - Patrologiae cursus completus, series graeca. Ed. J.-P. Migne. PL-Patrologiae cursus completus, series latina. Ed. J.-P. Migne.
Цитируемая литература
Августин. Об истинной религии PL, 34.
Августин, О Граде Божием PL, 41.
Августин, О книге Бытия против манихейцев PL, 34.
Августин, О Троице " PL, 42.
Августин, О христианском учении PL, 34.
Августин, Толкования на Евангелие от Иоанна PL, 35.
Авит Алким, О первородном грехе S. Avitus Alcimus Ecdicius. De Peccato Originali. // PL, 59.
Адсо Adso Dervensis. De orte et tempore Antichristi. - PL, 137.
Айрапетян Айрапетян В. Письмо на тему зеркала. // Scando-Slavica. Т. 42 (1996).
Алексеев, Заметки Алексеев М. П. Заметки на полях. // Временник пушкинской
комиссии. 1976. - Л.: Наука. 1979. Алексеев, Игра в аду Алексеев М. П. Незамеченный фольклорный мотив в черновом наброске Пушкина. // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 9. - Л.: Наука. 1979.
Алкуин, Комментарий на Евангелие от Иоанна PL, 100.
Алкуин, Комментарий на книгу Бытия PL, 100.
Алкуин, О вере в святую и нераздельную Троицу PL, 101.
Амфитеатров Амфитеатров А. Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков. - Ташкент: Шарк, 1993 (переизд.).
Ансельм Ансельм Кентерберийский. О падении Дьявола. // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. - М.: Канон. 1995.
Апулей, О божестве Сократа Апулей, О божестве Сократа (перев. А. Кузнецова). // Апулей. Метаморфозы и другие сочинения. - М. 1988. Асмодей Asmodeus. // Encyclopedia Judaica. - Jerusalem. 1972. V. 3. Афанасий, Житие св. Антония PG, 26.
Баллфинч Bullfinch Thomas. The golden age of myth and legend. - Wordsworth
Editions. 1993.
Барретт Barrett F. The Magus. - L. 1801.
Баутц Bautz J. Holle. // Kirchenlexikon oder Encyclopadie der katholischen Theologie... - Bd 1889. Freiburg. 1889.
Беда Беда Достопочтенный. Церковная история англов. // PL, 95.
Бек Beck E. Iblis und Mensch, Satan und Adam. // Le museon. № 89 (1976).
Беккер Bekker Balthasar. Die bezauberte Welt. - Amsterdam. 1693.
Бенрат Benrath G. A. Antichrist. Alte Kirche und Mittelalter. // Theologische
Realenzyklopadie. Bd 3. - Walter de Gruyter: Berlin, N. Y. 1978.
Бёртон Burton R. The Anatomy of Melancholy. - New York: Empire State Book
Co. 1924.
Бичер Beecher W. J. Adrammelech and Anammelech. // The International Standart Bible Encyclopedia. - William B. Erdmans Publishing Company. V. 1. 1989. Боге Boguet H. Discours des sorciers, avec six advis et faict de sorcerelie. - Lyon. 1610, 3 ed.
Боден, О Демономании ведьм Bodin J. De la demonomanie des sorciers. - P. 1587 (facs. reprint: Roche-sur-Yon. 1979).
Браун Braun R. Teufelsglaube und Heilige Schrift. // Teufelsglaube und Hexenprozesse. - Verlag C. H. Beck: Munchen. 1988.
Бритте Briggs К. М. A Dictionary of British Folk-Tales in the English Language. 2 vols. in 4. - Bloomington, Ind. 1970.
Брунон S. Brunonis Episcopi Signiensis expositio in Job. // PL, 164.
Буркхардт Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения (перев. А. E.
Махова). - М.: ИнтрАда. 1996.
Видение св. Павла цит. по: Owen D. R, The Vision of Hell. Infernal Journeys in Medieval French Literature. - Edinburgh: Scottish academic press. 1970. p. 3-7. Видение Тнугдала Visio Tgndali: Lateinisch und Altdeutsch. - Eriangen. 1882. Винсент Бове, Видение мальчика Уильяма Vincent de Beauvais. Speculum historiale. 1. 28, cap. 84. Цит. по: Owen D. R. The Vision of Hell. Infernal Journeys in Medieval French Literature. - Edinburgh: Scottish academic press. 1970. p. 3-7. Вир, Истории Wier J. Histoires, disputes et discours des illusions et impostures des diables... - Jaques Chouet. 1579.
Вир, Об обманах Демонов Wierus loann. De Praestigiis Daemonum et incantationibus ac veneficiis... // loannis Wieri... Opera Omnia. - Amstelodami.
1660.
Вир, Псевдомонархия Демонов Wierus loann. Pseudomonarchia daemonum. // Ioannis Wieri... Opera Omnia. -Amstelodami. 1660.
Вондел, Люцифер франц. перев.: Vondel Joost van den. Cinq tragedies. - P. 1969. См. также: Вондел. Трагедии. - М.: Наука. 1988.
Гёррес, Христианская мистика Gorres J. J. Die Christliche Mystik. - 5 Bd.
Regensburg: G. J. Manz. 1879-1880.
Гесснер Gessner S. Der Tod Abels. - Zurich. 1782.
Гёт Gotz R. Der Damonenpakt bei Augustinus. // Teufelsglaube und Hexenprozesse.
- Verlag C. H. Beck: Munchen. 1988.
Гибер, О моей жизни Benton J. (ed. et trans.). Self and Society in Medieval France: The Memoirs of Abbot Gibert de Nogent. - N. Y. 1970.
Гихтель Gichtel. Theosofia Practica. - Leiden. 1722.
Годель Gaudel A, Limbes. // Dictionnaire de theologie catholique. t. 9. Paris-VI.
1926.
Гонорий из Отена Spec. Eccl. // PL, 162.
Гребан Le mystere de la Passion d'Amoul Greban. Ed. G. Paris et G. Raynaud. - P.
1878.
Грейвз P. Graves R. The White Goddess. -N. Y. 1948. Григорий Великий, Гомилии PL, 76. Григорий Великий, Диалоги PL, 77. Григорий Великий, Моралии PL, 75-76. Григорий Турский, История франков PL, 71.
Гримуарий папы Гонория Grimoire du pape Honorius, avec un Recueil des plus
rares secrets. - A Rome. 1670.
Гуго Сен-Викторский, О таинствах PL, 176.
Гуревич Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М.: Искусство. 1981.
Данте Божественная комедия. Перев. М. Лозинского. - М.-Л. 1950. Даркевич Даркевич В. П. Народная культура средневековья. - М.: Наука.1988. Дельрио Del Rio М. A. Disquisitionum magicarum libri sex. - Lovanti. 1599-1600.
Демономания Demonomanie. // Encyclopedie et Dictionnaire Raisonne... public par
Diderot et D'Alembert. T. 4. - P. 1760.
Деяния святых Acta sanctorum quotquot toto orbe coluntur... dig. J. Bollandus et al.
- Parisiis, Romae. 1863-1894.
Дженнингс Jennings M. Tutivillus: The Literary Career of the Recording Demon. // Studies in Philology. 74, № 5. - Chapel Hill. 1977.
Джонс-Дейвис Jones-Davis М. Т. Le diable gagnant ou perdant sur la scene jacobeenne? // Diable, diables et diableries au temps de la Renaissance. - Paris: Jean Touzot Librairie-Editeur. Universite de Paris-Sorbonne. 1988.
Жак де Витри The exempla or Illustrative Stories from the Sermones Vulgares of Jacques de Vitry. Ed. Th. Crane. - London. 1890.
Жакье Jaquerius (Jacquier) Nicolaus. Flagellum haereteeorum fascinariorum. - Francomrti ad Moenum. 1581.
Жакьо Jacquiot J. Le diable dans les medailles de la Renaissance au XVIIIeme siecle. // Diable, diables et diableries au temps de la Renaissance. - Paris: Jean Touzot Librairie-Editeur. Universite de Paris-Sorbonne. 1988. Живри Givry, Grillot de. La musee des sorciers, mages et alchimistes. - Paris: Librairie de France. 1929.
Жирмунский Жирмунский В. М. История легенды о Фаусте. // Легенда о докторе Фаусте. - М.: Наука. 1978.
Журавель Журавель О. Д. Сюжет о договоре человека с Дьяволом в древнерусской литературе. - Новосибирск: Сибирский хронограф. 1996. Иероним, Комментарий к Ионе PL. 25. Иероним, Комментарий на Иова PL,26.
Иосиф Флавий, Иудейские древности Иосиф Флавий, Иудейские древности
- Минск. 1994. 2 тт.
Ипполит, О Христе и Антихристе S. Hyppolyti demonstratio de Christo et
antichristo.//PG, 10.
Ипполит, Против греков PG, 10.
Иреней, Против ересей Irenee de Lyon. Centre les heresies. - P.: les editions du
cerf. 1969.
Исидор Севильский, Сентен ни Isidori sententiarum libri tres. // PL, 83. Исидор, Этимологии PL, 82.
Йилг Jilg W. und als kultur- und religions-geschichtliches Phanomen. // Teufelsglaube und Hexehprozesse. - Verlag C. H. Beck: Munchen.
1988.
Йоркский цикл мистерий. Падение ангелов York Plays. L. 1885. Кассиодор, Заключения об Апокалипсисе PL, 70.
Келли Kelly H. A.The Devil at Baptism. Ritual, Theology and Drama. - Comell University Press: Ithaca and London. 1985.
Кесселл Cassell A. The Tomb, the Tower and the Pit. Dante's Satan. // Italica. 56 (1979). 331-351.
Кестор Kastor F. N. Miton and the Literary Satan. - Amsterdam: Rodopy N. V.
1974.
Кисслинг Kiessling N. The Incubus in English Literature: Provenance and Progeny. - Waschigton State University Press. 1977.
Клакхолм, Ведьмовство у Навахо Kluckholm С. Navaho Witchcraft. // Witchcraft and Sorcery. Selected Reading. - Harmondsworth: Penguin Education. 1975. Клопшток, МессиАда Klopstock F. G. Der Messias. - Leipzig, o. j. Ключи Соломона Claviculae Solomonis. - Roma. 1629.
Когут Kohut A. Uber die Juidische Angelologie und Damonologie in ihrer Abhangigkeit zum Parsismus (Abhandlungen fur die Kunde des Morgenlandes). -
1866.
Колдовство Witchcraft, Magic and the Supernatural. - London: Ontopus Book.
1974.
Коллен де Планси Инфернальный словарь. Collin de Plancy J. Dictionnaire infernal. 6-me ed. - Paris. 1863.
Красный дракон Dragon rouge, ou l'art de commander les esprits celestes, aeriens, terrestes, infemaux. - Offray: Avignon. 1522.
Крофорд, Последствия обвинения Crawford J. R. The Consequences of Allegation. // Witchcraft and Sorcery. Selected Reading. - Harmondsworth: Penguin Education.
1975.
Лактан ий, О происхождении греха PL, 6
Ланкр, Картина непостоянства Демонов Lancre Р de. Tableau de 1'inconstance des mauvais anges et demons. - Nicolas Buon. 1612.
Ланкр, Неправдоподобие и нечестие колдовства Lancre P de. L'incredulite et mescreance du sortilege. - Nicolas Buon. 1622.
Лев Великий, Проповеди PL, 54.
Лейбни, Теоди ея Лейбни Г. В. Сочинения в 4 томах, т. 4. - М. 1989. Лелуайе Leioyer P. Discours et Histoires des Spectres, Visions et Apparitions des Esprits, Anges, Demons et Ames, se montrant visibles aux hommes. - Nicolas Buon.
1605.
Ленгтон Langton E. Essentials of Demonology. A Study of Jewish and Christian Doctrine Its Origin and Development. - L.: Epworth Press. 1949. Ленер Lehner E., Lehner J. Devils, Demons, Death and Damnation. - New York: Dover Publications. 1971.
Лессинг Лессинг Г. Э. Из писем о новейшей немецкой литературе. Перев. В E. Гаккель-Аренс. // Легенда о докторе Фаусте. - М.: Наука. 1978. Лид Lead Jane. Eine Offenbarung der Bottschaft des Ewigen Evangellii. - Amsterdam. 1697.
Лодж, Убожество разума и безумие мира Lodge Т. Wits Miserie and the Worlds Madness: Discovering the Devils Incarnate of this Age, 1596. // The Complete Works. N. Y.: Russel and Russel Inc. 1963.
Лозинский озинский С. Роковая книга средневековья. // Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. Атеист. [1930].
Луис да ГранАда Луис де ГранАда. Проповеди на Евангелие; цит. по: Simonin М. Des nouvelles du diable (1560-1620). // Diable, diables et diableries au temps de la Renaissance. - Paris: Jean Touzot Librairie-Editeur. Universite de Paris-Sorbonne.
1988.
Лютер Luther M. Werke. Kritische Gesamtausgabe. - Weimar. 1906-1978. Лютер, Застольные беседы Luther M. Tischreden. - Weimar. 1912-1913 (тома составе критического полн. собр. соч.).
Макфарлейн, Ведьмовство и конфликт Macfarlane A. D. J. Witchcraft and Conflict. // Witchcraft and Sorcery. Selected Reading. - Harmondsworth: Penguin Education. 1975.
Малиновский Malinowski В. Magic, Science and Religion. // Witchcraft and Sorcery. Selected Reading. - Harmondsworth: Penguin Education. 1975. Малле L'Abbe Mallet. Enter. // Encyclopedic et Dictionnaire Raisonne... public par Diderot et D'Alembert. T. 5. - P. 1760.
Маль, Искусство Male E. L'Art religieux du XIII siecle. - P. 1940.
Марло Марло К. Трагическая история доктора Фауста. Перев. H. H. Амосовой. // Легенда о докторе Фаусте. - М.: Наука. 1978.
Мартин Леонский, Разъяснение книги Апокалипсис S. Martini Legionensis expositio libri Apocalypsis. // PL, 209.
Массадье Massadie G. Histoire generale du Diable. - Paris: Robert Laffont. 1993 Мелори, Смерть Артура The Works of Sir Thomas Malory. - Oxford. 1967. Меркатанте Mercatante A. S. Encyclopedia of world Mythology and Legend. - N
Y.; Oxford. 1988.
Меркель Das Neue Testament Deutsch. Ubersetzt und Erklart von H. Merkel. - Gottingen uns Zurich: Vandenhoeck und Ruprecht. 1991.
Мерлан Merlan P. Greek Philosophy from Plato to Plotinus. // The Cambridge History of later Greek and early Medieval Philosophy. - Cambridge University
Press. 1970.
Мильтон Мильтон Дж. Потерянный рай. Перев. Арк. Штейнберга. - М.: Художественная литература. 1982 (в ссылках даны номера страни по данному изданию и номер книги поэмы).
Мильтон, Обретенный рай Paradise regained. // Milton J. Complete poetry. - N. Y.
1942.
Минуциус Феликс. Октавий PL, 3.
Мюррей => Murray M. The Witch-Cult in Western Europe. - Clarendon Press.
1921.
Надель, Ведьмовство в четырех африканских обществах Nadel S. F. Witchcraft in Four African Societies. // Witchcraft and Sorcery. Selected Reading. - Harmondsworth: Penguin Education. 1975.
Нельсон Nelson A. H. The Temptation of Christ; or the Temptation of Satan. // Medieval English Drama. - Chicago. 1972. p. 218-229.
Нил, Форбс Neale J. M., Forbes G. H. The Ancient Liturgies of the Gallican
Church.-L. 1855.
Ноде Naude G. Apologie pour tous les grands hommes qui ont ete accuses des magie.-Paris, 1669; Amsterdam. 1712.
Нуффель Nuffel van H. Le pacte avec le diable dans la litterature medievale. // Anciens pays et assemblees d'etats. 39 (1966).
Обер => Abbe Auber. Histoire du symbolisme religieux. - Paris. 1884. Ориген о Ориген. О началах. - Самара, 1993.
Оуэн Owen D. R. The Vision of Hell. Infernal Journeys in Medieval French Literature. - Edinburgh: Scottish academic press. 1970. Палиндженио Palingenius Marcellus. Zodiacus vitae. - Hamburg. 1754. (частичный перевод А. X. Горфункеля двух книг из поэмы - Философские науки, 1977, № 3, с. 128-132

Парацельс On Nymphs, Sylphs, Pygmies and Salamander. // Four Treaties of
Theophrastus von Hohenheim called Paracelsus. - Baltimore. 1941.
Паре Pare A. Des monstres et prodiges. - Geneve: Droz. 1971.
Петерсен, Тайна восстановления всех вещей Petersen J. W. Das ist: Das
GeheimniB der Wiederbringung aller Dinge.3Bde. - 1700-1710
Петр Достопочтенный Petrus Venerabilis. De miraculis. // PL, 189.
Петр Коместор, Схоластическая история Historica scholastica: Liber Genesis. //
PL,198.
Петр Ломбардский, Сентенции PL, 192.
Петр Тирский, О Демониаках Petri Thyraei de daemoniacis. // Petri Thyraei opera.
- Colon. 1628.
Петр Тирский, О различных явлениях Petri Thyraei de variis apparitionibus. // Petri Thyraei opera. - Colon. 1628.
Платон, Кратил Кратил. Перевод Т. В. Васильевой. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт.-М. 1990.
Полевой Полевой H. А. Аббаддонна. Ч. 1-4. - М. 1834.
Поль Pohl A. Die Offenbarung des Johannes. - Evangelische Haupt-
Bibelgesellschaft zu Berlin. 1974.
Примасий, Комментарий на апокалипсис PL, 68.
Проспер Аквитанский Книга сентенций. // PL, 51.
Псевдо-Алкуин, Комментарий на Апокалипсис PL, 100.
Псевдо-Дионисий. О Божественных именах PG, 3.
Псевдо-Клемент, Гомилии S. Klemens. Homiliae viginti. // PG, 1.
Пселл, О деянии Демонов Psellus M. De operatione daemonum. // in: Jamblichus.
De mysteriis aegyptiorum. -Joann Tomaesium. 1607.
Пьесы о Фаусте Кукольные комедии. Перев. H. А. Сигал. // Легенда о докторе Фаусте. - М.: Наука. 1978.
Рабан Мавр, Об универсуме De universe. // PL, 111.
Ральф Лаонский, Избранные сентен ни Anselmi Laudensis et Radulfi fratris eius sententias excerptas. - Evreux. 1895.
Расселл, Люцифер Russell J. В. Lucifer. The Devil in the Middle Ages. - lyhaca and London: Comell University Press. 1984.
Рауль Глабер Rudolfi Glabri Monachi Cluniae. Historiarum. // PL, 142. Рауль де Уденк Songe d'enfer. Ed. P. Lebesgue. - La Rochelle et Paris 1908. Ревилль Reville A. History of the Devil. // Exorcism Through the Ages. - Citadel 1974.
Регенвольс Regenvolsius Adrien. Systema historico-chronologicum ecclesiarum sclavonicarum. - Utrecht, 1652.
Реми, Демонолатрия Remigius Nicolaus. Daemonolatria. - 1595.
Ремон Remond Florimond de. L'Anti-Papesse. -Abel 1'Angelier. 1607.
Риворд Revard S. P. The War in Heaven. Paradise Lost and the Tradition of Satan's
Rebellion. -Nomell University Press. 1980.
Риде Ride J. Diable et diableries dans les de Martin Luther. // Diable, diables et diableries au temps de la Renaissance. - Paris: Jean Touzot Librairie-Editeur. Universite de Paris-Sorbonne. 1988.
Ришар Richard M. Enfer. // Dictionnaire de theologie catholique. t. 5. Paris-VL 1939. Роббинс Роббинс Р. X. Эн циклопедия колдовства и Демонологии. - M.: Локид;
Миф. 1996.
Роберт Пуллен, Сентенции PL, 186.
Роскофф Roskoff G. Geschichte des Teufels. Bd 1-2. - Lpz. 1869.
Рудвин Rudwin M. Der Teufel in den deutschen geistlichen Spielen. -
Gottingen.1915.
Рудвин Rudwin M. The Devil in Legend and Literature. - Chicago. 1931. Руперт из Дойт а, О победе слова Божия PL, 169.
Сальгес Salgues J. В. Des Erreurs et des Prejuges repandus dans la societe. -
Buisson. 1810.
Свидетельства о Фаусте Исторические и легендарные свидетельства о докторе Фаусте. Перев. С. А. Акулянц. // Легенда о докторе Фаусте. -M.: Наука.1978. Сеар Ceard Jean. Medecine et demonologie: les enjeu d'un debat. // Diable, diables et diableries au temps de la Renaissance. - Paris: Jean Touzot Librairie-Editeur. Universite de Paris-Sorbonne. 1988.
Семков Semkov G. Der EinfluB der Bogomilen aufdie Katarer. // Saeculum, 32 Bd. H.4. 1981. S. 349-373.
Симонин Simonin M. Des nouvelles du diable (1560-1620). // Diable, diables et diableries au temps de la Renaissance. - Paris: Jean Touzot Librairie-Editeur. Universite de Paris-Sorbonne. 1988.
Средневековый бестиарий Средневековый бестиарий. - M.: Искусство. 1984. Суинден Swinden Т. An Enquiry into the Nature and Place of Hell. - L. 1714. Сульпи ий Север Sulpicius Severus. Vita Martini Turonensis, ed. J. Fontaine. (Sources chretiennes).
Таулер Tauler J. Spiritual Conferences. Ed. et trans. E. Colledge et M. Jane. -
Chicago. 1961.
Театр Дьяволов Theatrum Diabolorum. - Franckfurt am Mayn. 1569 (сборник протестантских теологов, сост. 3. Фейерабенд).
Терваран, Геффье Tervarent G. de, Gaiffier В. de. Le diable voleur d'enfants. //
Homenage a Antoni Rubio I Lluch, vol. 3. - Barcelona. 1936.
Тереза Авильская Darbord M. Therese d'Avila, le diable et 1'enfer. // Diable diables et diableries au temps de la Renaissance. - Paris: Jean Touzot Librairie-
Editeur. Universite de Paris-Sorbonne. 1988.
Тертуллиан, Апология против язычников PL, I.
Тертуллиан, О зрелищах Тертуллиан. Избранные сочинения. M. 1994. Томпсон Thompson R. L. The History of the Devil, the Homed God of the West. -
N. Y. 1929.
ТорквемАда, Гексамерон Torquemada A. Hexameron. - 1582.
Тубах Toubach F. С. Index Exemplorum: a Handbook of Medieval Religious Tales.
- Helsinki. 1969.
Уилсон, Вера в ведьм и Социальная структура Wilson M. Witch-Beliefs and Social Structure. // Witchcraft and Sorcery. Selected Reading. - Harmondsworth: Penguin Education. 1975.
Уокер Walker D. P. The decline of hell. 17th-century discussion of eternal torment.
- Lnd.: Routledge and Kegan Paul. 1964.
Упреки Генриху Валуа в ужасных вещах Remontrances a Henri de Valois sur les choses horribles envoyees par un enfant de Paris. - 1589.
Фауст История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике. // Легенда о докторе Фаусте. - M.: Наука. 1978.
Феликс, Житие Гутлака Felix's life of Guthlac. - Cambridge. 1956.
Флетчер Fletcher Н. F. Milton's Rabbinical Readings. - N. Y.: Gordian Press. 1967.
Фома Аквинский цит. по франц. перев.: Thomas d'Aquin. Somme Theologique. Т 1-4. - Les Editions du Cerf. Paris. 1990.
Фран иск Эразм Franciscus Erasm. Der hollische Proteus, oder tausendkunstige Vorsteller... - 2-e ed. Numberg. 1695.
Фреччеро Freccero J. The Sign of Satan. // Modem Language Notes. 80 (1965). Фульген ий Ad monimum. // PL, 65. Хаимон, Разъяснение апокалипсиса PL, 107. Хиларий, Трактат на псалмы PL, 9.
Хиллерс Hillers D. R., Rabinowitz L. I., Scholem G. Demons. // Encyclopaedia Judaica. V. 5. Jerusalem, 1974.
Хинкмар Реймский De divonio Lothari regis et Tetbergae reginae. // PL, 125, 716
725.
Хокер Оснабург И. и Г. Гамельманн Дьявол как таковой. Osnaburg J. Hocke Hamelmann H. Der Teuffel selbst. // Theatrum Diabolorum (изложение - в монографии Роскоффа).
Хундсбихлер Hundsbichler H. Der Damon im Bildzeugnis vom Mittelalter bis zu
Neuzeut. // Der Damon und sein Bild. Beitrage zur Europaischen Ethnologie un
Folklore. Bd 2. - Frankfort am Main: Verlag Peter Lang. 1989.
Хьюз Hughes R. Heaven and Hell in Western Art. - N. Y.: Weidenfels and
Nicolson.1968.
Цезарий Гейстербахский, Диалог о чудесах Caesarii Heisterbacensis monachi Ordinis Cisterciensis Dialogus miraculorum. Ed. J. Strange. - Cologne. 1851. (частичн. англ. перев.: Caesar of Heisterbach. Demonic Encounters. // Exorcism throuth the Ages. Ed. by St. Eimo Nauman. - New York: Philosophical Library, 1974; при ссылках на этот перевод указан номер страни ы, при ссылках на оригинал - номер книги и главы).
Цезарий Гейстербахский, Житие св. Энгельберта нем. перев.: Caesarius. Leben, Leiden und Wunder des Heiligen Erzbischofs Engelbert von Koln. - Weimar. 1955. Цезарий Гейстербахский, О чудесах Caesarii Heisterbacensis illustrium miracu lorum. -Coloniae. 1599. illustrium.
Чейн Cheyne. The Date and Origin of the Ritual of the 'Scapegoat'. // Zeitschrift fur Alttest. Wissenschaft. - 1895. S. 153-156.
Честерский цикл мистерий, Люцифер The Chester Mystery Cycle. - Oxford.
1974.
Шмитт Schmitt J.-C. Menschen, Tiere und Damonen. // Saeculum, 32 Bd. H. 4. 1981.
S. 334-348.
Шмуэль Shmuel A. Azazel. // Encyclopedia Judaica. - Jerusalem. 1972. V. 2. Шолем Scholem G. Lilith. // Encyclopedia Judaica. - Jerusalem. 1972. V. 11. Шпренгер, Инститорис Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. Перев: H. Цветкова. - Атеист. [1930].
Эди Ady T. A Candle in the Dark: or, a Treatise Concerning the Nature of Witches and Witchcraft. - 1656.
Эзотерическая библиотека Bibliotheca Esoterica. - Editions du Vexin Francais Bruel-en-Vexin. 1975.
Эммерсон Emmerson R. К. Antichrist n the Middle Ages. - Washington press:
Seattle. 1981.
Эрих Erich Oswald A. Die Darstellung des Teufels in der christlichen Kunst. - Deutshe Kunstverlag: Berlin. 1931. Юстин, Диалог с иудеем Трифоном PG, 6.
Якоб Ворагинский, Золотая легенда Jacobus de Voragine, Legenda aurea sanctorum. - Leipzig. 1921.
Якоб Терамский Jacobus Palladinus da Theramo. Consolatio peccatorum, seu Processus Belial (др. назв.: Das Buch Belial. - Augsburg. 1473).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Геннинг М. Дьявол, его миф и история в христианской религии. - Рязань. 1930. Зотов В. Р. Документальная история черта. // Исторический вестник. СПб. 1884. т. XV. январь.
Матушевский И. Дьявол в поэзии. История и психология фигур, оли етворяющих зло в изящной словесности всех народов и веков. - М. 1902. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1980 (также последующие однотомные издания, в которых расширен словник персоналий).
Новикова Т. А. Русский Демонологический словарь. - Спб.: Петербургский писатель.1995.
Орлов М. История сношений человека с Дьяволом (разл. изд., последнее под назв: Искушение нечистой силой. - М.: Рипол. 1996). Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. - М. 1915. Aichele К. Das Antichristdrama des Mittelalters, der Reformation und Gegenreformtfion. - Hague. 1974.
Baird J. I. The Devil in Green. // Neuphilologische Mitteilungen. 69 (1968). 575-578. Baltrusaitis J. Phantastisches Mittelalter. - Wien-Berlin. 1985. Bamberger B. Fallen
Angels. - Philadelphia. 1952.
Bieder W. Die Vorstellung der Hollenfart Jesu Christi. - Zurich. 1949. Binz C.
Doctor Johann Weyer. - Berlin. 1896.
Bousset W. The Antichrist Legend. - Lnd. 1896.
Brenk B. Teufel. // Lexicon der christlichen Ikonographie. Bd 4. 1972.
Burr G. L. Narratives of the Witchcraft Cases 1648-1706. - Scribners. 1914.
Bocher O. Damonenfurcht und Damonenabwehr. - Stuttgart, 1970.
Camerarius. De natura et affectionibus daemonum libri duo. - Lipsiae. 1576.
Carmody F. Le diable des bestiaires. // Cahiers de 1'association intemationale des
etudes francaises. 3/4/5 (1953).
Castelli E. Le demonologie dans 1'art (различн, изд.).
Church E. F. Entertaining Angels: A Guide to Heaven for Atheists and True
Believers. -Harper, 1987.
Conn N. Europe's Inner Demons. - N. Y. 1975.
Davidson G. A Dictionary of Angels: Including the Fallen Angels. - Free, 1967 1972.
Duchting R. Titivillus. // Ruperto Carola. 58/59 (1976/1977).
Ewen С. L. Witchcraft and Demonianism. - Heath Cranton. 1933.
Exorcism throuth the Ages. Ed. by St. Eimo Nauman. - New York: Philosophical
Library, 1974
Ferguson E. Demonology of the Early Christian World. - 1984.
Forsyth N. The Old Enemy. - 1989.
Frick K. Das Reich Satans: Luzifer/Satan/Teufel und die Mond- und Liebesgottinen in ihrer lichten und dunklen Aspekten. - Graz. 1982.
Friedman J. B. Eurydice, Heurodis and the Noon-day Demon. // Speculum. 41 (1966).
22-29.
Garidis M. L'evolition de 1'iconographie du demon dans la periode postbyzantine. // L'information d'histoire d'art. № 12 (1967).
Gettings F. Dictionary of Demons. - 1988.
Goodman F. D. How about Demons: Possession and Exorcism in the Modem World.
- 1988.
Graf A. Naturgeschichte des Teufels. - Jena. 1907. Grivot D. Le Diable dans la cathedrale. - P. 1960.
Grosdidier de Matons, J. Psellos et le monde de 1'irrationel. // Recherches sur le XI-e siecle. - Paris. 1976.
Hammerstein R. Diabolus in musica. - Bern; Munchen. 1974. Hoyt O. Demons, Devils and Djinn. - Abelard. 1974.
Hubener W. Malum auget decorum in universo: Die kosmologische Integration des Bosen in der Hochscholastik. // Die Machte des Guten und Bosen. - Berlin. 1977. Joannou P.-P. Demonologie populaire, demonologie critique au XI-e siecle. -
Wiesbaden. 1971.
Kelly H. A. The Devil, Demonology and Witchkraft. -N. Y. 1974.
Koch, Kurt, Demonology, Past and Present. - 1973.
Kroll J. Gott und Holle: der Mythos vom Descenduskampfe. - Leipzig. 1932. Konn J. Gott und Satan. - 1949.
Корреп A. Der Teufel und die Holte in der darstellenden Kunst von den Anfangen bis zum Zeitalter Dante's und Giotto's. - Berlin. 1895.
Lafontaine-Dosogne J. Un theme iconographique peu connu: Marina assomant
Belzebuth. // Byzantion. V. 32 (1962).
Ling Т. O., The Significance of Satan. - 1961; repr. 1985.
Langin Th. Die biblischen Vorstellungen vom Teufel. - Leipzig. 1890.
MacGregor, Geddes. Angels: Messengers of Grace. - Paragon. 1987.
Mair L. Witchcraft. - Weidenfeld and Nicolson (World University Lybrary). 1969.
Mellinkoff R. The Mark of Cain. - Berkeley. 1981.
Molitoris L). Dialogus de lamiis et pythonibus mulieribus. - 1489.
Mailer C. D. G. Geister (Damonen): Volksglaube.// Reallexikon fiir Antike und
Christentum. Bd 9 (1975). col. 762, 791-793.
Neugass F. Teufel, Tiere und Damonen im mittelaltrischen Chorgestiihi. // Kunst und
Kunstler. Jg. 25. H. 11.
Notestein W. A History of Witchcraft in England from 1558 to 1718. - American Historical Association. 1911.
Nugent Ch. Masks of Satan: The Demonic in History. - 1984; repr. 1989.
Pagels E. The Origin of Satan. - 1995.
Parrinder G. Witchcraft. - Penguin Books. 1958.
Patch H. R. The Other World. - Cambridge (Mass.). 1950.
Patrides C. A. The salvation of Satan. // Journal of the History of Ideas. 28 (1967).
467-478.
Penco G. Sopravvivenze della demonologia antica nel monachesimo medievae. // Studia monastica. 13 (1971).
Petersdorff E. von. Damonologie. 2 Bde. - Munchen. 1956-1957.
Possession and Exorcism. Levack, Brian P., ed. - 1992.
Rahmer H. Pompa diaboli. // Zeitschrift katholischen Theologie. Bd 52 (1931).
Rauch H. D. Das Bild des Antichrist im Mittelalter. - Miinchen. 1979.
Russell J. B. Mephistopheles: The Devil in the Modem World. - Comell. 1986; repr.
1990. and
Russell J. B. Satan. - 1987. Satan.-Lnd. 1951.
Schade H. Damonen und Monstren. - Regensburg. 1962.
Scot R. The Discovery of Witchcraft. 1584. - (repr.: Centaur Press. 1964).
Spina A. de. Fortalium fidei contra Judaeos, Saracenos aliosque Christianae fidei
inimicos. -1459.
Svoboda K. La demonologie de Michel Psellos. - Brno. 1927. Thomasius Christian. De crimine magiae. - 1701.
Tondriau J. Dictionnaire Marabout des sciences occultes. - Verviers, 1982. Tondriau, J. Devils and Demons: A Dictionary of Demonology. - Pyramid. 1972. Tondriau, J. Occultism: secret of a hidden world. - Lnd. 1972. Tunnel J. Histoire du diable. - P. 1931.
Turner R. V. Descendit ad inferos. - Journal of the History of Ideas. 27 (1966). Vatter H. The Devil in Englisch Literature. - Bern. 1978. Villeneuve R. Le diable dans 1'art. - P. 1957. Walker D. P. Unclean Spirits. - 1981.
Witchcraft and Sorcery. Selected Reading. Ed. M. Marwick. - Harmondsworth: Penguin Education 1975
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Аваддон и его саранча (фрагмент). Апокалипсис Сен-Севера. Гасконь, середина 11 в. (иллюминатор Стефан Гарсиа)
Данте; справа от него - ад, за его спиной - чистилище, над ним - небесные сферы, слева - Небесный Град. (аноним; темпера, дерево. Италия, 14 в.).
Наказания за семь смертных грехов: Демоны заставляют обжор глотать жаб, крыс и змей. Из французской книги
(1496).
Дьявол, радующийся виду душ, отправляющихся в ад. Скульптура собора Сент-Этьенн в Бурже, Франция (12-13 ее.).
Ад как чудовище, которое пожирает осужденных, запираемых в аду на ключ Христом в образе ангела. Миниатюра из английского манускрипта, 11-12 в. Британская библиотека.
А. Дюрер. Христос у входа в Ад (он выводит из адского крепостного подземелья праведника; слева - Иоанн Креститель и уже выведенные из Ада Адам и Ева).
1510-1511 гг.
Адские колеса, к которым в данном случае привязаны гордецы. Из французской книги (1496).
Ад в виде печи. Утрехтская псалтирь (9 в.).
Адская кухня: Демон перемешивает вилами варево из грешников. Немецкая гравюра 15 в.
Котел с грешниками нагревается в адской пасти, Демоны раздувают огонь мехами. Молитвенник Катарины Клевской.
Львиноподобная пасть Ада, Люцифер и Сатана на переднем плане. Титульный лист французской книги (1568).
Наказание Иуды. Иллюстрация к <Божественной комедии> Данте (Венеция 1512).
Амдускиас. Гравюра Л. Бретона из <Инфернального словаря> Ж. Коллена де Планси.
Ангел смерти (). Миниатюра из Англо-Саксонского манускрипта (10 в.).
Дьяволы у постели умирающего. Средневековая миниатюра.
Ангел держит плененного Демона. Капитель собора св. Марии Магдалины в Везле (Франция, 12 в.).
Торжествующий Антихрист восседает на днище корабля дураков, перевернувшегося в результате его происков, в то время как кораблик святого Петра с праведниками подплывает к желанному берегу. Иллюстрация А. Дюрера к сатире С. Бранта <Корабль дураков>.
Зачатие Антихриста. <Книга об Антихристе>, Германия, 15 в.
Антихрист во славе, восседающий на Левиафане. Миниатюра из манускрипта Liber floridus.
Псевдовоскресение Антихриста; за его спиной - Сатанинская птица, пародирующая голубя - символ Святого Духа. <Книга об Антихристе> (Германия, 15 в.).
Падение Антихриста в пасть Ада. Немецкая гравюра, 15 в.
Битва ангелов с Антихристом. Гравюра Лукаса Кранаха, 1493 г.
Смерть Антихриста и воскресение Еноха и Илии. Англо-норманский апокалипсис.
Царь Соломон протыкает копьем Дьявола (Асмодея). Со средневекового амулета.
Астарот. Гравюра Л. Бретона из <Инфернального словаря> Ж. Коллена де Планси.
Бегемот, восседающий на Левиафане. Миниатюра из французского Апокалипсиса 15 в.
Демоны спорят с ангелами о праве на душу умирающего. <Искусство умирать>, Аугсбург, ок. 1471.
Архангел Михаил и Демон взвешивают душу на весах справедливости. Справа ангел впускает праведную душу в рай. Алтарный образ из церкви в Соригероле (Испания, Каталония, 13 в.).
Солдат борется с Дьяволом. Рисунок Урса Графа (Германия, 1516). Карикатурный Дьявол. Саксонский псалтирь 12 в.
Буэр. Гравюра Л. Бретона из <Инфернального словаря> Ж. Коллена де Планси. Василиск. Средневековая миниатюра.
Прежде чем отправиться на процесс Дьявола против Бога, Велиал, адский адвокат, держит совет с Демонами Ада, которые высовываются из его пасти. Миниатюра из книги Якоба Терамского <Книга Велиала> (Аугсбург, 1473).
Вельзевул сидит под корнем <древа смерти> и звонит в колокола смертных грехов. Манускрипт 14 в. (библиотека Бодли).
Вельфегор. Гравюра Л. Бретона из <Инфернального словаря> Ж. Коллена де Планси.
Девушки вызывают Демона посредством зеркала. Рисунок Леонардо да Винчи (библиотека колледжа при церкви Христа, Оксфорд).
Геката. Из книги Картари <Образы богов>.
Вожди и чиновники инфернального государства. Из книги <Красный дракон> (Авиньон, 1822).
Гротескное изображение Демонов семи смертных грехов. Гравюра Ханса Бальдунга Грина (1511, из книги ).
А. Дюрер. Ведьма.
Ганс Бальдунг Грин. Околдованный конюх.
Демон уносит ребенка под взглядами родителей, которые по договору обязались отдать его Дьяволу. Гравюра из немецкого издания <Книги ры аря> Ж. де ла Тур-Ландри (Аугсбург, 1498).
Подписание договора с Дьяволом. Из немецкого издания книги Никола Реми <Демонолатрия> (Гамбург, 1693).
Теофил приносит омаж Дьяволу, вкладывая свои руки в его руки, как это подобает при заключении феодального договора о вассалитете; Дьявол держит договор, на котором написано: <Я твой вассал>. Фрагмент миниатюры из псалтири королевы Ингеборг, Фран ия, ок. 1200.
Архангел Михаил поражает дракона. Фрагмент гобелена. Нижняя Саксония, 12 в.
Жабы на шабаше. Гравюра Л. Бретона из <Инфернального словаря> Коллена де Планси.
Змей-искуситель в виде женщины-сирены, распятой на древе смерти. Манускрипт 14 в. (библиотека Бодли).
Трусость. Витраж собора Нотр-Дам в Париже. Гордость. Витраж собора Нотр-Дам в Париже. Дева и единорог. Витраж собора в Лионе.
Угрожающий Дьявол. Скульптура кафедрального собора Сен-Лазар в Отене (12
в.).
Англо-саксонское изображение мага Джеймса, вызывающего Дьявола из глубин Ада. Миниатюра из манускрипта, 11 в. Британская библиотека.
Змей предлагает Еве и Адаму яблоко. А. Дюрер, гравюра к <Книге рыцаря> Жоффре де ла Тур-Ландри (1493).
Архангел Михаил, низвергающий змея. Миниатюра из <Комментария на Апокалипсис> св. Беата, Франция, 11 в. Национальная библиотека, Париж.
Демон, выскакивающий из золотого тель а. Капитель храма св. Марии Магдалины в Везле (Фран ия, 12 в.).
Дьявол приносит сокровища заклинателю. <Красный дракон> (Авиньон, 1522).
Христос отделяет ове от козлищ. Дьявол (слева от Христа) - синего вета; благой ангел - красный (вет огня и сферы эфира, где обитают ангелы). Мозаика 6 в. (Сан Аполлинаре Нуово, Равенна).
Дьявол с чертами козла. Миниатюра из псалтири монастыря Мариенталь, близ Циттау (1 пол. 13 в.).
Дьявол с коробом, полным уловленных душ. Фрагмент миниатюры (из английской Библии, ок. 1300 г.), на которой Дьявол дискутирует со св. Петром, кто из них действительно является <хозяином душ>.
Дьявол тащит на епи грешников в ад; на икрах у него - по паре <крылышек Меркурия>. Портал собора в Бамберге (11-13 ее.).
Сатана-лев хватает грешника. Рисунок из французского манускрипта 12 в.
Папа римский в виде Дьявола. Итальянская карикатура 1496 г.
Изображение Дьявола из книги П. Боастюо <Необычайные истории> (Париж 1560).
Дьявол, поверженный Христом. Фрагмент рисунка М. Шонгауэра (15 в.).
Дьявол-дракон, с ненавистью вгрызающийся в копье архангела Михаила. Фрагмент средневековой скульптуры.
Поверженный Люцифер, держащий в руках яблоко и скипетр. Фрагмент миниатюры из энциклопедии Hortus deliciarum, составленной аббатиссой Геррадой (ум. 1195 г.).
Тайная вечеря. Христос указывает на предателя Иуду, изо рта которого выходит черный бес-эйдолон. Иллюстрация из Евангелия императора Генриха III, Германия, 11 в.
Жак Калло. Искушение св. Антония (фрагмент). Демоническая тварь на краю рукописи. Гра, 14 в.
Волшебник Мерлин - сын инкуба - встречает в лесу фею Вивиану. Книжная миниатюра, Лимож, нач. 15 в.
Совет Демонов и зачатие Мерлина. Северная Фран ия, ок. 1290. Лукас Кранах. Искушение святого Антония, гравюра (фрагмент).
Древо познания и смерти. Гравюрациоста Аммана из книги Якоба Рюффа<О зачатии и рождении человека> (Франкфурт, 1587).
Св. Иероним, которого Дьявол-эйдолон искушает женщинами. Миниатюра из <Часослова Жана, герцога Берри>, Бургундия, 15 в.
Каакринолаас. Гравюра Л. Бретона из <Инфернального словаря> Коплена де Планси.
КакоДемон - <монстр крылатый и рогатый>. Из трактата Гаспара Шотта <Занимательная физика> (Physica curiosa) (1662).
Меркурианский Демон алхимиков. Из трактата Джованни Баттиста Назари <О металлической транмута ни> (1589).
Круг и треугольник заклинателя. <Красный дракон> (Авиньон, 1522). Хоровод ведьм (английская гравюра нач. 17 в.).
Ксафан. Гравюра Л. Бретона из <Инфернального словаря> Ж. Коллена де Планси.
Бог удит Левиафана на крючок человеческой природы Иисуса. Миниатюра из энциклопедии <Сад утех> аббатиссы Геррады (12 в.).
Мастер Леонард. Гравюра Л. Бретона из <Инфернального словаря> Ж. Коллена де Планси.
Отождествленная со змеем-искусителем, Лилит искушает Адама и Еву. Из <Псалтири королевы Мэри> (1553).
Парацельс со своей шпагой; в кристалле ее рукояти заключен личный Демон Парацельса - Азот. Гравюра Никола Солиса из книги Парацельса <Архидокса>
(Мюнхен, 1570).
<Люцифер как Сатана> в аду на троне, на руках он держит Антихриста. Миниатюра из энциклопедии <Сад утех>, составленной аббатиссой Геррадой
(ум. 1195 г.).
Люцифер, прикованный к раскаленной решетке, терзает грешников. Миниатюра по мотивам <Видения Тнугдала> из часослова гер ога Берри, Бургундия, 15 в.
Люцифер после падения. Фрагмент миниатюры, Франкония, 15 в. Мантикора. Средневековая миниатюра.
Фауст вызывает Мефистофеля. Титульный лист <Фауста> Марло (Лондон 1628).
Чтение гримуара под музыку; клавиши музыканта ударяют по хвостам кошек, спрятанных в клавесине (F. van den Wyngaert, нач. 17 в.).
Нисхождение Христа в ад. Английский манускрипт середины 15 в. Христос, выводящий Иоанна Крестителя и еврейских патриархов из Ада; Дьявол лежит, пораженный в пасть крестом, как копьем. Миниатюра из английского манускрипта, ок. 1150.
Кладоискатель радостно тащит находку домой - и не ведает, что на самом деле тащит Дьявола. А. Дюрер, иллюстрация к <Кораблю дураков> С. Бранта (1494).
Четырехрогий Дьявол уносит ведьму после многих лет беспорочной службы. Немецкая гравюра 15 в.
<О благородной даме, как она стояла перед зеркалом и прихорашивалась, а в зеркале увидела Дьявола, который показал ей зад>. А. Дюрер, гравюра к <Книге ры аря> Ж. де ла Тур-Ландри (1493).
Карлик-почтальон Ада. Иллюстра ия Иниго Джонса к <Хлориде> Бена Джонсона (1631).
Падение Люцифера. Иллюстрация к <Библии для бедных> (Бамберг, 1470).
Гротескный Демон-пожиратель. Из французского каллиграфического манускрипта , 12 в.
Влюбленный Дьявол с ведьмой. Из трактата Ульриха Молитора <О ламиях и женщинах-прорицательни ах> (Констан, 1480).
Велиал тан ует перед Соломоном. Из <Книги Велиала> Якоба Терамского (Аугсбург, 1473).
Дьявол-пуританин. Из антипуританского памфлета Джона Тейлора <Дьявол становится пуританином> (Лондон, 1642).
Сатана на троне, окруженный своими почитателями. Из книги Пьера Боэстюо <Необычайные истории> (Париж, 1560).
Странствующий монах и Дьявол. Гравюра Урса Графа (Германия, 1512).
<Как одна благородная дама лежала на смертном одре, и две маленькие черные собачки к ней прибежали и лизали ей рот и губы, так что они стали черными, как уголь>. А. Дюрер, иллюстрация к <Книге рыцаря> Ж. де ла Тур-Ландри
(1493).
Одержимый ведьмак тан ует на голове. Голландская гравюра 1725 г.
Ведьма поклоняется Дьявольской трои е, имеющей вид трехголового монстра. Гравюра из трактата Себастьяна Мюнстера <Всемирная космография> (1544).
Тутивилл в виде дракончика (в нижнем правом углу) и грешники на ветвях древа смерти. Фрагмент рисунка с изображением <древа смерти>. Манускрипт 14 в. (библиотека Бодли).
Укобах. Гравюра Л. Бретона из <Инфернального словаря> Ж. Коллена де Планси.
Фурфур. Гравюра Л. Бретона из <Инфернального словаря> Ж. Коллена де Планси.
Бог и Сатана соперничают за душу человека, плывущего по морю грехов и пороков. Из книги (Франция, 1496).
Полет ведьм на Брокен. Немецкая гравюра (ок. 1490).
Дьявол несет ведьму. Из трактата Олава Магнуса <История северных народов>
(Рим, 1555).
Четыре ведьмы. И. ван Мехелен (15 в.).
Шабаш на Брокене. Из трактата И. Преториуса <Действо на Блокберге>
(1669).
Один из языческих прообразов иконографии Дьявола - кельтский бог Цернунн. Деталь с котла Гундеструпа, 1-2 вз. до я, э... Национальный музей, Копенгаген.
Древнегреческий сатир, понятый как инкуб. Из книги Э. Топселла <История четвероногих животных> (Лондон, 1607).
@темы: HORTUS DAEMONUM СЛОВАРЬ ИНФЕРНАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, не мое